Термины йоги на букву Н

Термины йоги на букву Н

НАДА (The Five or Seven Nadas)

Звук (шабда) присутствует повсюду, подобно тому, как весной все исполняется движения, сопровождаемого всеобщим пением. Таким образом, в Космосе непрерывно звучит песня мира, равно как шум войны присутствует в самых малых конфликтах и движениях Хаоса. В душе, или разуме йога существует подобное движение, и шумы Хаоса должны во всех своих проявлениях быть заменены песнями Космоса. Он никогда не должен забывать, что в простом избавлении от шумов Хаоса еще нет достижения, и что приобретением является только слышание песни Космоса. Это справедливо для всех уровней тела и разума, хотя песня (подобно прикосновению и взгляду) всегда присутствует в его внутреннем мире. Можно сказать, что человек всегда воплощается не в теле, но только в разуме, и что тело — не обитель его, но лишь мастерская.

Йогу следует прислушиваться к этому внутреннему голосу несколькими способами; некоторые источники выделяют пять способов, некоторые семь, другие десять, но это только вопрос классификации. Одни определяют их как следствия относительно внешне-ориентированных, или материальных опытов; другие связывают их с мантрами; третьи — с внутренней медитацией, говоря даже о «голосе тишины». Что касается последнего случая, работы буддистов утверждают, что ученик должен слышать голос своего внутреннего бога в семи проявлениях, которые подобны голосу соловья, звону серебряных тарелок, шуму в раковине, звучании вина, бамбуковой флейте, трубам и грому; последний из них поглощает все предыдущие, так что они более не слышны. Символически этот ряд отражает предельно мистическое звучание, зарождающееся в тишине и становящееся все громче и громче, достигая своей кульминации, когда ученик сливается с Единством.

Другой текст, «Малые Упанишады» описывают эту последовательность следующим образом: сначала идет звук, подобный «чини», затем — подобный «чиничини», затем колокольчик, потом шум раковины, потом звук лютни, звон тарелок, флейта, затем стук небольшого барабана, затем громкий барабанный бой, и, наконец, гром. Еще один источник определяет порядок так: легкое позвякивание, литавры, рога, флейта и вина, и йогу предлагается прислушиваться ко все более тонким звукам. Еще говорят о шуме моря, облаков, водопада, барабанов, колоколов, труб, флейт, вина и жужжании пчел.

Некторые учителя указывают своим ученикам закрывать уши большими пальцами, глаза указательными, ноздри средними, а губы — оставшимися пальцами рук. После непродолжительной постоянной практики они начинают слышать звук, похожий на жужжание пчел, затем пение флейты, а затем вина. С продолжением практики приходят звуки колоколов, и в конце концов — гром. Разум йога поглощается этими звуками, так что он не поддается уже внешним отвлечениям.

Понятие нада используется также для обозначения продолжительности звуков, например, при произнесении Ом.
НИДАНА (Nidanas)

Набор, или цепь причин и следствий. Двенадцать из них, которые часто упоминаются как источники страданий и несчастья, особо перечисляются в буддизме и покрывают весь цикл материального существования: (1) неведенье (авидья), которое является первопричиной всего последующего ряда; (2) зарождение привычек и шаблонов разума (санскар, или санкхар) в трех мирах — ментальном, эмоциональном и физическом; (3) распознавание объектов (виджняна, или винняна); (4) присваивание наименований и придание форм (намарупа); (5) пробуждение шести органов восприятия (шадаятана); (6) связь с предметами (спарша, или пхасса); (7) ощущение удовольствия или страдания от связи с предметами (ведана); (8) желание достигать или избегать (тришна, или танха); (9) привязанности и деятельность (упадана); (10) воплощение, рождение (бхава); (11) состояние и тип тела (джати); (12) набор разложения (джара), смерти (марана), горя (шока), жалоб (паридевана), страданий (духкха), и подавленных состояний, или ментальных болезней (дурмана). В этом заключается содержание жизни, повторения которого можно избежать посредством йоги, которая является практикой единения со знанием, или мудростью, или разрушением неведенья, что достигается следованием благородному восьмеричному пути (см.). В нем заключено уничтожение описанного выше ряда причин, что соответствует понятию нирваны
НИРВАНА (Nirvana)

Термин, используемый в буддизме для Освобождения. Его этимология (нир-ва: «угасать») в негативной форме указывает на стремление к освобождению с целью избавления от любых свойств и характеристик в «угасшей» области нового состояния. Будде, достигшему просветления этой истиной, приписываются слова: «Я, Будда, рыдавший с каждой слезой моих братьев, смеюсь и радостен теперь, ибо это свобода.» Он также советовал: «Не роняйте бисер мыслей в Бездонное: вопрошающий льнет к ошибочности; ответствующий заблуждается; пребывайте в безмолвии.»

Это понятие возникает и в индусских священных текстах, например, в «Бхагавад-Гите», которая считается заповеданной, но никем не написанной пять тысячелетий тому. Тем не менее, индусы признают мысль о том, что это состояние есть единение с Брахманом и его сат, чит и ананда (см. Сат-Чит-Ананда). См. также Кайвалья; Мокша; Освобождение.
НИЯМА (Niyama)

Пять «обрядов», внутренних ритуалов человека. Они включают в себя чистоплотность тела и разума, удовлетворенность, совершенствование тела (тапас), самоизучение (свадхьяя), и внимательность, или чистоту разума (прасадана).

Успешное отправление этих пяти требований приводит к (1) хорошему здоровью и невосприимчивости к дурному магнетизму окружающих, возвышенности ума, целеустремленности, овладению чувствами и готовности к видению Я (атмы); (2) высшей форме удовлетворенности; (3) достижению предельной чистоты и высших способностей тела и чувств; (4) связи с мудрыми и добрыми, с адептами и божествами; (5) власти созерцания (самадхи).