Первая ступень классической Йоги

Первая ступень классической Йоги

Яма — это первая ступень классической Йоги, которая была систематизирована и записана мудрецом и йогом Патанджали как восьмиступенчатая йога.

Придают значение этой дисциплине и в Раджа йоге, считая ступень Яма необходимой ступенью практики. В Раджа и Агни йоге ступень Яма ярко выражена и имеет важное значение для успеха всей последующей практики. В других направлениях йоги таких, например, как Бхакти или Джнани, эта ступень не акцентируется, но подразумевается органично вплетенной в дисциплину.

Яма на санскрите означает «смерть». Яма в индусском Пантеоне это бог смерти. Почему дисциплина йоги начинается именно с этой ступени?

Ступень Яма — это смерть ветхого человека с его страстями и желаниями. Неофит — начинающий ученик — умирает для внешнего мира, чтобы родиться в духе. Ступень Яма это краеугольный камень основания всей последующей практики Йоги как духовной дисциплины. Йога это духовная практика, ибо она взыскует совершенства человека, а человек — это сознание и разум, и только потом тело. Совершенный человек — божественен и духовен, а Йога, ведущая к этой цели, не может не быть дисциплиной духа, как практикой концентрации на центре средоточия сознания человека.

Именно на ступени Яма меняется ориентация человека — внешние устремления заменяются внутренними установками. Рабство желаний сменяется отречением от мирских утех. Внутренний человек рождается для Йоги, и первой дисциплиной является дисциплина характера.

Яма — это смерть желаний. Вивекананда трактует эту ступень как «непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и неприятие каких бы то ни было подарков» [Лекция Раджа йога, Первые шаги, Свами Вивекананда, «Философия Йоги», Магнитогорск, «Амрита», 1992]. В его трактовке эта ступень прослеживается как самоотречение, что по сути и есть смерть желаний и принятие внутренней установки служения миру, становясь альтруистом. Такая позиция вытекает из глубокого анализа качеств, требуемых для становления и укрепления на этой ступени йоги, которые приводит Свами. Самоотречение — это смерть эгоизма, свойственного мирскому человеку, и рождение духовного подвига, самоотречение — это пища дважды рожденных.

Умереть для мира, чтобы родиться духовно — основа каждой духовной дисциплины, которой является и Йога. Именно поэтому начало Йоги — смерть, или Яма. Пройти через врата смерти, чтобы воскреснуть в духе, на этом строится превосходство дважды рожденных, которые были духовными «аристократами» древней Индии.

Акцент внимания смещается с внешнего на внутреннего человека на этой ступени. Если прежде человек потакал своим слабостям и прихотям, то теперь, с началом практики Йоги, он стремится сосредоточиться на укреплении необходимых для духовного пути качеств характера. Он старается укоренить в себе положительное и изжить отрицательное, ведя борьбу единым началом духа. Ему запрещается испытывать себя упражнениями столпника и ударяться в крайности аскетизма. Не выходя из мира, он должен отречься от его призрачных увлечений. В этом заключается успех прохождения первой, начальной ступени Йоги, без которой не возможно познать радость самоусовершенствования.

Богатство и мирская слава — искушения для стоящего на духовном пути — свойственны внешнему миру. Иисус сказал: «Не можете служить Богу и мамоне». Устремление к Богу и совершенству подразумевает концентрацию на внутренней духовной стороне человеческой природы, которая выражается непосредственно в следствиях как божественные дуновения во внешнем мире.