Третья ступень классической Йоги

Третья ступень классической Йоги

Асана — это третья ступень классической Йоги, систематизированной Патанджали и частично описанной им в Йога-сутре — трактате, дающем наставление и руководство по основам Йоги для начинающих йогинов.

Асана на санскрите означает твердую позу и имеет в русском языке аналогию в слове осанка, что подразумевает — твердо, прямо сидеть или стоять, но также удобно сидеть.

Существует около полутора тысяч различных асан. Они носят названия растений, животных, орудий труда или предметов, окружающих деятельность человека, а также положений тела.
асана, пранаяма, позы, упражнения, школа, йога, йогу, клуб, релакс, дыхание, упражнения

Асана способствует внутреннему спокойствию и комфорту и, если ее делать правильно, то Асана не вызывает стрессов, как большой спорт. Вместе с тем асана тренирует мышцы, разрабатывает суставы, массирует внутренние органы, стимулирует и уравновешивает работу желез внутренней секреции — эндокринной системы и, тем самым, приводит в равновесие всю нервную систему и в целом организм как аппарат, управляемый парасимпатической и симпатической нервной системой. Асана является терапевтическим средством в физиологии человеческого аппарата, подмеченное метко древними йогами сравнение асаны с позой животного вызывает лечебный эффект в том или ином органе или части тела, которое наиболее развито у данного живого существа. На фото Вы видите позу Саранчи.

Асана — это один из способов совершенствования своего физического тела, который возник еще в древней Лемурии и был главной практикой в те допотопные дни. Хотя Асана является профилактическим средством против многих болезней и старения организма, она не является основополагающей практикой самосовершенствования в современном мире XXI века. Акцент современного развития человека сместился с физического на тонкий уровень, и главной практикой в наши дни является уже ментальное самосовершенствование и оформление огненного тела на духовном плане. Эту духовную практику подразумевает дисциплина новейшего Учения Агни-йоги.

Конечно, красота и сила физического тела привлекательна, но это не исчерпывает всего метода Йоги. Совершенный человек развивается не только физически, но и интеллектуально, и духовно, и без этого последнего мы не можем отдать пальму первенства йогину, заботящемуся лишь о красоте своего тела. Древние мудрецы — это Змии мудрости, или Наги, они не только совершенствовали свой физический аппарат, но занимались духовной дисциплиной и, тем самым, были совершенными в Йоге. Для будущего совершенства человеку необходим алмаз сознания, который может быть восхищен только синтезом всех приемов йогического пути.

В асане медитируют — это древнейшая практика, но асана не является формой медитации. Медитация — это аспект сознания внутренний, который имеет положение в форме тела, но сама медитация требует духовного сознания. Поэтому положение тела в Асане лишь способствует медитации, но не является ее формой. Когда Асана в практике новичков становится формальностью, то Медитация улетучивается как легкий аромат увядающего цветка.

Хотя принимая то или иное положение тела, древний Наг ассоциировал себя с Деревом, Львом, Павлином, Рыбой, Плугом, вспахивающем теплую весеннюю пашню, переживая в себе эти состояния, Он вливался в Макрокосм и становился органической его частью, достигая внутреннего единения с миром и наполняясь живительной энергией Вселенского Дыхания. Йогин исследовал мир, таким образом, приобретая сокровенное знание. От того, насколько полно он мог войти в образ того или иного существа, зависело его понимание окружающих вещей. Его самоидентичность претерпевала заметную трансформацию в процессе такой медитации в каждой отдельной асане.

Внутренние силы йогов зависят не от самоотождествления с тем или иным живым существом в природе или вещью обихода, но от силы сознания — Ваджра йогина. Сиддхи — это нечто нужное для Йоги, но их не приобрести, медитируя в Асане. Скорее Асана будет успешней, если неофит (новичок, ученик) будет практиковать медитацию на качествах характера и очищения мысли. Ведь медитация в Асане должна быть устойчивой, а этого не достичь, не овладев своими чувствами и мыслями. Концентрация в асане и следующая за ней медитация будут успешны, когда эмоции и мысли успокоятся и человек овладеет, таким образом, дыханием.

Хотя, Асана рекомендуется как ежедневная практика для поддержания здоровья и физических сил, в этом случае, она рассматривается как общеукрепляющая гимнастика или бодрящая зарядка перед трудовым днем. Гимнастика, выполняемая ежедневно, уменьшает риск развития остеопороза, старческого слабоумия, болезни Альцгеймера, атеросклероза и других напастей современных людей. Гимнастика придает гибкость телу, крепость костям, бодрость духу, координирует движения и укрепляет дисциплину характера. Когда Асана выполняется регулярно, в течение целого ряда лет, она способствует сохранению молодости и свежести лица.

Вот некоторые правила, которых следует придерживаться в практике Асаны:

Лучше понемногу, но постоянно. Это означает, что не надо форсировать весь комплекс Зубкова или йогу Айенгара за один день или месяц. Даже полгода могут быть достаточны для практики одной-трех поз, выбранных со знанием медицинского аспекта Йоги, чтобы принести заметный терапевтический эффект. Асана должна укреплять организм. Напряжение в асане — это не спорт и не акробатика. Стресс не должен появляться во время выполнения Асаны. Каждая поза выполняется как самодостаточное упражнение, после которой нужно время, чтобы восстановить равномерное спокойное дыхание и почувствовать приток энергий, вызванных данным упражнением.
Выполняя асану, ее нужно прочувствовать. Чем глубже Вы чувствуете позу, тем более она имеет для Вас терапевтический эффект. Для этого не надо торопиться, иногда после каждой позы рекомендуют делать Шавасану.
Не надо концентрироваться на работе Чакр. В руководстве к практике Асаны нередко рекомендуют удерживать внимание, концентрируясь на потоке энергии или определенном Чакраме. Внимание во время выполнения упражнения нужно сосредотачивать на положении тела, достигая максимального соответствия идеальному прообразу асаны. Медитация в асане идет на образе, который является Идеалом позы, но не на потоках энергий и не на технике выполнения упражнения. Энергия сама пойдет, если поза выполнена правильно и выдержана максимально для Вашего уровня подготовки.
Контроль дыхания должен приходить естественно. Во время выполнения упражнений дыхание должно быть ровным и спокойным. Углубление дыхания во время выполнения позы — это Ха, вдох. Тха, т.е. выдох, идет тогда, когда Вы естественно задерживаете дыхание — это могут быть наклоны, скручивания, перевернутые позы и Йога Мудра. Не надо насиловать этот ритм, делая бандхи — замки — и нарушая цикл дыхания, это может привести к дисбалансу эндокринной системы, нарушениям психики, соматическим заболеваниям и, как следствие, сбоям в работе систем и другим болезням органов.
Асаны выполняют на свежем воздухе. Если климат не позволяет выполнять упражнения под открытым небом, погода не благоприятствует легкому костюму, то занимайтесь в хорошо проветренном помещении. Йогу лучше выполнять босяком на мате, ковре или подстилке.
Перед занятием желательно не кушать. Желудок должен быть свободным и пища должна успеть перевариться перед асанами. Но если Вы голодны, Вы можете выпить стакан кефира или съесть йогурт за 30 минут до занятия. Некоторые йогины пьют стакан свежей воды или чашку кипятка перед упражнениями для очищения организма.
Заниматься асанами можно на восходе или на закате солнца. Утром — это заряжает организм энергией, а вечером — дает умиротворение. Время на восходе и на закате солнца дает наиболее ощутимый терапевтический эффект от упражнений.
Пранаяму возможно делать после Асаны. Йогу необходимы ежедневные прогулки, во время которых он заряжается Праной. Пранаяму можно делать после Асаны на свежем воздухе.